Крещение Духом Святым

Alvise_dal_Friso
БогословиеМитрофанов А.В.

Крещение Духом Святым

Не так много существует тем в современном протестантском богословии, которые вызывали бы столько межденоминационных вопросов. Тема крещения Духом Святым – одна из таких. Есть самые разнообразные трактовки данного вопроса, поэтому всегда полезно обратиться к первоисточнику.

В первую очередь важно обратить внимание на основной термин рассматриваемой доктрины. Это общеизвестное понятие – “крещение” (греч. “баптидзо”), в зависимости от контекста означающее “погружение, омовение”. Но сразу стоит пояснить, что несмотря на прямое смысловое подобие, русское слово “крещение” имеет совершенно иную этимологию – отождествление себя с крестом Христа и Его учением, перенесённое на церковной обряд церковной инициации погружения в воду. Таким образом, вся терминология, используемая авторами Нового Завета совершенно подобна терминологии, используемой в отношении водного крещения. Но если в “водном” крещении – это погружение в воду (что представляет собой соответствующую символику), то в “духовном” – это своеобразное погружение в Святой Дух.

Первая группа новозаветных текстов, свидетельствующих о крещении Духом Святым, относится к пророческим упоминаниям, как событии ближайшего будущего. Подобные тексты имеют все четверо евангелистов, описывая весть Иоанна Крестителя о грядущем Мессии, Который, придя, “будет крестить Духом Святым” (Мтф. 3:11; Мрк. 1:8; Лук. 3:16; Ин. 1:33). Из чего делается простой ввод: именно благодаря Иисусу обретается Дух Святой через “погружение” в Него. Но если водное крещение осуществляется физически, поскольку вода имеет соответствующую природу, то погружение в Дух Святой, в силу Его нематериальной природы, является духовным актом (духовным оптом).

Далее следует описание самого эпизода крещения Духом Святым. Накануне этого знаменательного события, буквально перед самым вознесением, Иисус в числе прочих прощальных наставлений сказал: «ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» (Деян. 1:5). Как известно, это было указание на Пятидесятницу, во время празднования которой с учениками произошло следующее: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» (Деян. 2:1-4). Любопытно отметить, что Иисус явно указал на всё произошедшее в Пятидесятницу, назвав это “крещением Духом Святым”, но при описании самого события слово “крещение” не используется. Однако, не приходится сомневаться в том, что это оно и есть. 

Здесь важно было бы вспомнить, что крещение как таковое имеет характер единократного действия. На примере водного крещения это хорошо видно. Водное крещение олицетворяет духовное перерождение души, показывая своей формой умирание для прошлой жизни и воскресения для совершенно новой (Рим. 6:3-7). Духовное рождение, как и физическое, происходит лишь раз в жизни.

Таким образом, крещение Духом Святым также является единственным событием. Причём необходимо обратить внимание, что данное крещение имеет отношение только к одному единственному событию, которое произошло в ту памятную Пятидесятницу и ни к чему другому никогда оно больше не применяется.

В дальнейшем, согласно повествованию книги Деяний Апостолов, произойдёт ещё ряд знаковых событий, обозначенных как особое схождение Духа Святого на те или иные группы людей. В первую очередь, это обращение самарян, на которых Дух Святой сошёл лишь после проповеди апостолов (Деян. 8:14-17). Однако, несмотря на всю особенность данного события, оно не называется “крещением Духом Святым”, создавая уверенное впечатление, что является лишь продолжением уже свершённого. Далее вспомним о событиях в доме сотника Корнилия, когда в результате проповеди апостола Петра семейный клан богатых язычников пережил схождение Духа Святого (Деян. 10:44-48). Впоследствии Петру придётся даже оправдываться перед иудействующими братьями за проповедь язычникам, которую он пояснит следующими словами: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым».» (Деян 11:15-16). Здесь интригует фраза “как и на нас вначале”, что, казалось бы, должно указывать на вновь произошедшее крещение Духом Святым. Но ясно видно, что ни как бы шума от ветра, ни огненных языков явлено не было. А значит, и события в доме Корнилия тоже не являются крещением в прямом смысле, а лишь следствием уже свершившегося события, пусть и при особых условиях.

Ещё одним важным эпизодом является схождение Духа Святого на учеников Иоанна Крестителя в Эфесе (Деян. 19:1-6). Но и в этом случае мы видим те же условия, что были характерны для всех выше перечисленных случаев схождения Духа. Пережитое учениками Иоанна в Эфесе – лишь особое проявление уже произошедшего события, а не повторение оного. Хорошей иллюстрацией, подтверждающей наши рассуждения, является покаяние иудейских паломников, которое произошло в рамках упомянутой Пятидесятницы, уже после схождения Духа Святого. Проповедуя паломникам, Пётр дал следующую рекомендацию к действию: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа… И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.» (Деян. 2:38, 40-41). Как видно, ни шума, ни языков огня, ни даже особых проявлений в виде иных языков или чего другого, у покаявшихся паломников, принявших Духа Святого, нет. Они просто исповедуются Господу и принимают Духа верой, участвуя лишь в водном крещении. Ничего подобного не будет и у апостола Павла при его обращении. И позже он напишет, что все спасённые уже напоены Духом Святым и крещены в одно Тело (1Кор. 12:13), говоря об этом, как об уже свершившемся факте.

Действительно, после Деян. 2 гл. нигде мы не находим свидетельств о вновь и вновь повторяющейся Пятидесятницы. Нигде нет призыва: “креститесь Духом Святым”. Всё известное из Писания свидетельствует лишь об одном: крещение Духом Святым, как и любое крещение, является однократным актом, и оно уже произошло в ту самую Пятидесятницу. Дальнейшие схождения Духа Святого, как особые на особые группы людей, так и более прозаические в рамках индивидуального спасения душ, являются лишь следствием единожды совершённого события. Повторяются лишь те или иные элементы, сопровождающие схождение Духа Святого. Причём даже они не повторяются в постоянном сочетании, представляя собой варианты комбинаций разных признаков. Таким образом, мы делаем вывод, что крещение Духом Святым – это крещение Церкви как таковой. Все присоединяющиеся к Церкви через обретение спасения, приобщаются к уже свершившемуся крещению, получая дар Святого Духа. Так, как это произошло с паломниками, которым благовествовал Пётр в Пятидесятницу.  

Однако при всём сказанном, остаётся важный неосвещённый вопрос. Крещение Духом Святым прямо обозначено Христом как обретение силы Духа Святого (ср. Лук. 24:49; Деян. 1:4-5 и 8). Эта сверхъестественная сила даётся для осуществления служения, то есть для непосредственного исполнения воли Божьей. Поскольку без данной силы выполнить поставленную задачу не представляется возможным. Но проявление силы, равно как и осуществление при её помощи служения, является повторяющимся регулярным актом, тогда как крещение Духом Святым – однократно. Как в таком случае последствия крещения Духом Святым проявляются в непосредственной духовной жизни? Этот процесс назван в Писании иначе – исполнение Духом Святым. Но об этом в следующий раз.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Image
  • SKU
  • Rating
  • Price
  • Stock
  • Availability
  • Add to cart
  • Description
  • Content
  • Weight
  • Dimensions
  • Additional information
Click outside to hide the comparison bar
Compare