Одиннадцатая глава пророка Данила: одно из самых удивительных библейских пророчеств
13 ноября, 2025 2025-11-14 11:11Одиннадцатая глава пророка Данила: одно из самых удивительных библейских пророчеств
Одиннадцатая глава пророка Данила: одно из самых удивительных библейских пророчеств
Библия для многих представляется сложной для чтения и понимания книгой. Особенно сложными представляются пророчества, записанные в книгах Ветхого Завета. Тем не менее, эти пророчества представляют огромную ценность для нас сегодня, так как, видя их исполнение в истории, мы убеждаемся в истинности Библии, как Божьего откровения.
Одно из самых удивительных и детальных пророчеств мы находим в Книге Даниила. Даниил был еврейским юношей, когда оказался в Вавилонском пленении. Там чудесным образом он оказался при дворе царя Навуходоносора. Через него были даны предсказания о будущем еврейского народа. Пророчество, данное в 6-м веке до Р.Х., исполнялось на протяжении последующих 4-х веков.
| Книга пророка Даниила 11 (около 500г. До Р.Х. ) | Исполнение пророчества (500г.г. – 100г.г.) |
| 1. Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением. 2. Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого. | Дарий Мидянин был правителем Вавилона при царе Персии Кире, которого сменили три приемника: Камбиз (529-522 г.), Лжесмердиз (522-521 г.) и Дарий Гистасп (521-486 г.). Четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», — это знаменитый Ксеркс (486-465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. |
| 3. И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. 4. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих. | После поражения грекам при Саламине персидское царство стало клониться к закату. В 327 году Александр Македонский покорил Вавилон и принес мировое господство Греции. Он действительно обладал большим могуществом и великой властью, и действовал по своей воле, не прислушиваясь даже к своим генералам. Однако он умер всего спустя 4 года, после чего царство его разделилось и не перешло к его потомкам. Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея (убитого в 317 г) и двух малолетних детей (убитых в 310г). Так империя была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно не имела той власти, что царство Александра Македонского. |
| 5. И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его. | Югом в то время считался Египет и царем там стал Птоломей Лаг. Одним из его князей был Селевк Никатор, который изначально действовал от имени Птоломея, распространяя свое господство от Индии до Сирии, но в 310 году принял статус царя, имея во владычестве большую территорию, чем у Птоломея Лага. |
| 6. Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена. | В 252 году была предпринята попытка сближения царя Египта Птоломея Филадельфа, приемника Птоломеня Лага и царя Сирии Антиоха Феоса, приемника Селевка. Желая положить конец распрям, Птоломей Филадельф выдал за Антиоха свою дочь Веренику, отдав в приданое за нее Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей — Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред женитьбой на Веренике Лаодика с детьми и была удалена, но после смерти Птоломея Филадельфа вновь возвратилась ко двору и, опасаясь своей соперницы, отравила мужа, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса Селевка Каллиника. Так «дочь южного царя не удержала силы в руках своих, не устоял и род ее.» |
| 7. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится. | Брат Вереники, сын и преемник Птоломея Филадельфа, Птоломей Евергет в 246-241 году предпринял поход на царя северного, желая отомстить за смерть своей сестры. Он умертвил убийцу и соперницу ее — Лаодику, а затем завладел принадлежащими Сирии областями: Киликией, Памфилией, Ионией, Палестиной и т.п. Грозное нашествие «южного» царя кончилось только благодаря поднявшемуся в Египте восстанию. |
| 8. Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного. | Возвращаясь домой, Птоломей захватил из завоеванных областей бесчисленные сокровища, 40.000 талантов серебра и 2500 драгоценных сосудов и идолов, между которыми находились истуканы, перенесенные из Египта в Персию Камбизом еще в 524 г. За возвращение последних Птоломей и получил название Евергета. В 240 году между Птоломеем III (Евергетом) и Селевком II было заключено перемерие. |
| 9. Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю. | В то время как Птоломей занимался успокоением Египта, Селевк около 230 г снова привлек на свою сторону малоазийские области и предпринял поход против Египта, но в решительной битве потерпел такое поражение, что лишь с немногими спутниками возвратился в Антиохию. |
| 10. Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его. 11. И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его. 12. И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее. 13. Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством. | После смерти Селевка II (Каллиника), умершего в плену у парфян, на престол вступил сын его Селевк Керавн, после которого в 228 г на трон вступил его брат Антиох III, который, желая присоединить к своему царству Келе-Сирию и Финикию, начал войну против Египетского царя Птоломея Филопатора. Во время этой войны он завладел Селекией при Оронте, Тиром и Птолемаидой, дважды доходил до города Дора, лежавшего в двух милях к северу от Кесарии, подверг его осаде и, наконец, заключил четырехмесячное перемирие. По возобновлении военных действий, он предпринял в 218 г. новый поход против Египта, во время которого запер египетские войска в Сидоне и завладел Галаадом, Самарией и Финикией. Но в начале следующего 217 г. Птоломей Филопатор выступил против Антиоха с войском в 70.000 пехоты, 5.000 конницы и 73 слонами и нанес ему при Рафии, недалеко от Газы, страшное поражение. Потеряв в битве 10.000 пехоты и 300 конницы, Антиох спасся от смерти бегством. Через 18 лет после поражения при Рафии, Антиох, пользуясь малолетством преемника Птоломея Филопатора — Птоломея Епифана, внутренними беспорядками в Египте, возникшими из-за жестокости и дурного правления регента Агафокла, и, наконец, помощью Филиппа Македонского, выступил против Египта и успел прежде всего завладеть Финикией и Южной Сирией (ст. 16). |
| 14. В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут. | В войне Антиоха с Египтом его сторону приняла некоторая часть палестинских иудеев. Это не прошло мимо Птоломея и он послал своего генерала Скопу, который наказал лидеров Иудеи за союз с Антиохом. |
| 15. И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять. 16. И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его. | Но вскоре с севера двинулось войско, и Скопа потерпел серьезное поражение при битву у Кесари Филипповой в 200 г. До Р.Х, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха, царя северного. |
| 17. И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. | Желая по возможности захватить и египетские владения «южного царя,» Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и в 197 году обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь, что их наследник будет благосклонен к северу. Но после того, как в 195 году брак был заключен, Клеопатра стала на сторону мужа, Птоломея V, а не отца. Из-за чего рождение наследника Птоломея VI ничего Антиоху не принесло. |
| 18. Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него. 19. Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его. | Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т.д. Конец его победам был положен римским консулом Люцием Корнелием Сципионом Азатским («некий вождь») и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир (он должен был не только отдать все европейские территории, но и часть Малой Азии), он возвратился в свою землю и в 187 году до Р.Х. погиб во время народного возмущения из-за ограбления им храма Бела в Элимаисе. |
| 20. На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении. | Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет. Он попытался изъять сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище (2 Мак. 3:7-29). Сам Селевк Филопатор был отравлен Илиодором, умерев таким образом не от возмущения Иудеев и не в сражении. |
| 21. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. 22. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. 23. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. 24. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. | Преемником Селевка Филопатора был брат его, сын Антиоха III, Антиох IV Епифан (175-164 г.). Он характеризуется, как человек «презренный,» т.е. ничтожный по нравственному достоинству. И действительно, Антиох Епифан хитро, склонив при помощи лести на свою сторону начаьствующих, пообещав им всевозможные блага в случае их поддержки, устранил законного наследника престола — сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме. Он объявил войну египетскому царю Птоломея VII Филометора, на которого вышел с небольшим войском. В этой войне «всепотопляющие полчища» египетские были им разбиты (1 Мак. 1:17-19). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил «в мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством. |
| 25. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. 26. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. 27. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени. | Замыслы Антиоха «царствовать над обоими царствами» (1 Мак. 1:16) и предпринятый им с этою целью поход против Египта не увенчались, впрочем, успехом: он с награбленной добычею возвратился в Сирию. |
| 28. И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю. | Раздраженный этой неудачей, Антиох вознаградил себя за счет Иудеи. С сильным войском он вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял его наружные украшения, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этой добычей вернулся в свою столицу (2 Мак. 2:20-24). |
| 29. В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как прежний, 30. ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета. 31. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. | Вскоре Антиох вновь двинулся против Египта (2 Мак. 5:1), но этот поход был неудачен: прибывшие в одно с ним время римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа. По рассказу Ливия и Юстина, начальник римского флота («корабли Киттимские») Попилий Лен, встретившись с Антиохом в четырех милях от Александрии, начертил около него круг и сказал: «ты не выйдешь отсюда, пока не дашь слова, что оставишь Египет.» Антиох оставил Египет, но свою неудачу выместил на Иудеях: грабил и сжигал их города, забирал скот и т.д. (1 Мак. 1:29-32); вошел в соглашение с «отступниками от святого завета,» которые сами «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» (1 Мак. 1:11-15); поселил в Иерусалиме «часть войска,» которая «проливала вокруг святилища неповинную кровь» и всячески оскверняла святое место (1 Мак. 1:33-37; 2 Мак. 6:4-5), и, наконец, прекратив ежедневное богослужение, поставил в храме Иерусалимском статую Юпитера Олимпийского, да и самый Храм назвал храмом этого бога (1 Мак. 1:54; 2 Мак. 5:2). |
| 32. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. 33. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; 34. и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. 35. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока. | Лестью и хитростью, обещанием наград и земных выгод Антиох привлек на свою сторону некоторых евреев, которые вступали в союз с язычниками и других убеждали к тому, строили языческие школы, вводили языческие обряды, отступая от закона Моисеева, приносили жертву идолам и т.д. (1 Мак. 1:11-15, 42-43). Тем большую славу приобрели люди, действительно «чтущие своего Бога», преданные вере отцов. Они в эпоху гонения «усилились» и «укрепились» в своей религиозной ревности, предпочитая лучше умереть, чем изменить закону Господа (1 Мак. 1:62-68; 2 Мак. 2:16-30). Эти ревнители привлекали в себе лучшую часть народа Божия, хотя сами терпели от язычников страшные гонения: их силою заставляли отступать от закона Всевышнего, приносить жертвы идолам, вкушать свиное мясо, участвовать в языческих религиозных процессиях, а за отказ убивали, сжигали, вешали, предавали пыткам и мучениям, уводили в плен, города и дома сжигали и т.п. (1 Мак. 1:24-32,36-37, 57-61; 2:26-38; 2 Мак. 5:13; 6:7-11,18; 7:1). Правда, иудеи имели для себя в это время «некоторую помощь» в лице Маттафии и его сынов, который собрал вокруг себя ревнителей веры и силою оружия «защищал закон от руки язычников» (1 Мак. 2:16-48), а его дети очистили Иерусалимский храм от языческих мерзостей и восстановили истинное богослужение (1 Мак. 4:36 и д.), но этой помощи было недостаточно для борьбы с жестоким гонителем иудейства. Даже те из Иудеев, которые под влиянием побед Маккавеев присоединялись к обществу ревнителей веры (1 Мак. 7:6), при всяком удобном случае отпадали от него (1 Мак. 6:21-23; 9:23). |
| 36. И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. 37. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. 38. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, 39. и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду. | В преследовании Иудеев Антиох дошел до такого высокомерия и гордости, что считал себя выше всякого божества: хулил «Бога богов», считая себя равным Ему, презирал и «богов отцов своих»; только «бога крепостей» — Юпитера Олимпийского он поставил в храме иерусалимском, укрепив самую крепость — столицу Иудейскую и посвятив «богу» и самый храм; только этого бога, «которого не знали отцы его» и с культом которого он познакомился в Риме, он чествовал, принося ему богатые дары и награждая почестями, славою и властью тех, которые «признавали» и почитали уважаемого им бога (1 Мак. 2:18). |
| 40. Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. 41. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. 42. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. 43. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. 44. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, 45. и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. | Под конец своего царствования Антиох с многочисленным войском вновь пошел против царя египетского и, пройдя области «южного царя», опустошил их. Разграблена была им и Иудея. Только владения идумеев, моавитян и аммонитян остались нетронутыми: он оставил их в покое, спеша против египетского царя, чтобы не дать ему времени усилиться. Распространившиеся слухи о возмущении против него в отдаленных владениях его царства на севере и востоке заставило Антиоха поторопиться возвращением домой (ср. 2 Мак. 5:11). Раздраженный царь двинулся к пределам своего царства и расположился станом между морем и Иерусалимом. Вскоре после этого, во время возвращения из похода в Персию, между Антиохией и Экбатанами Антиох скончался, пораженный Богом страшною болезнью (2 Мак. 9:1,3,5,9,28). |
Удивительно, насколько точно исполнилось это пророчество. События, предсказанные через пророка Даниила в 11 главе, наблюдались на протяжении последующих 4-х веков.
Видя все это, сложно отрицать сверхъестественный характер этого пророчества, из чего неизбежно следуют два заключения:
— есть всезнающий Бог, давший это откровение;
— этот всезнающий Бог – библейский Бог, или точнее, христианский Бог, так как тот же самый Бог, который в точности предсказал эти события, предсказал в такой же точности пришествие Христа.
Среди пророчеств о Христе в книге пророка Даниила самым удивительным является предсказание времени его прихода (книга пророка Даниила 9:15-17): семьдесят седьмин без одной седьмины, или 483 года с указа Персидского царя о восстановлении Иерусалима. Этот указ, изданный царем Артаксерексом, действительно имел место и сохранился до наших дней. Точную дату указа сегодня установить сложно, но временной интервал, в котором этот указ был издан, вполне однозначен, что определяет приход Мессии Христа между 40 г. до Н.Э. до 60 г. после Н.Э. Очевидно, что другой фигуры, кроме Иисуса из Назарета в этот период не было в истории. Именно Он родился в Вифлееме (Михея 5:2), совсем небольшом даже по тем меркам городе. Только Он вошел в Иерусалим на молодом осле, как это и было предсказано (Захария 9:9), и только Он пострадал за грехи людей, и кости Его не были перебиты на кресте, как об этом писали пророки (Захарии 12:10), несмотря на обычную практику римлян. Его пронзили копьем на кресте, и об одежде Его бросали жребий (Псалом 21:15). Он был продан за 30 серебряников, цену раба, в точности, как было о нем предсказано (Захарии 11:12-13). Из всего этого можно сделать только один вывод: Иисус из Назарета – это Сын Божий, и Библия – истинна и безошибочна. Если же принять за основание датировку библейской книги Ездры, то можно установить дату указа – 458 г. до Р.Х., что указывает приход Мессии на 26 г. после Р.Х., именно на тот год, когда Иисус из Назарета начал свое служение в Иудее.
Единственное, что смогли сказать оппоненты христианства – это то, что книга пророка Даниила была написана уже после свершившихся пророчеств, в конце 2-го века до рождества Христа Маккавейскими авторами. Оснований для такой теории практически нет, и все доводы в пользу нее легко объясняются. К сожалению, у нас нет времени для того, чтобы обсудить все доводы критиков подлинности книги Даниила, но если кому это интересно, мы могли бы обсудить это в перерыве между сессиями. Достаточно лишь сказать, что книга пророка Даниила была включена в канон Великой Синагогой еще в конце третьего века до Р.Х., а также она включена в перевод семидесяти, Септуагинту, который был сделан в третьем веке до Р.Х в Александрии, при Птоломее Филадельфе, задолго до Антиоха Епифана и описываемых в 11 главе книги пророка Даниила событий. Это свидетельствует о том, что для евреев богодухновенность и подлинность книги Даниила не вызывала сомнений, что послужило поводом включения ее в ветхозаветный канон. Апокрифические же книги, действительно написанные в 1 веке до Р.Х., в канон не вошли и самими евреями богодухновенными не считались. Сам Христос подтвердил авторство Даниила своими словами в Евангелие от Матфея 24:15 «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет».
У каждого, кто внимательно изучил 11-ю главу книги пророка Даниила, есть только два выбора:
1. Признать то, что есть всезнающий Бог, который определяет будущее, и что Христос – истинный Мессия, и Библия – истинное Божие откровение людям.
2. Закрыть глаза на очевидность сверхъестественного характера Библии и пытаться выдвигать объяснения, которые не выдерживают никакой критики.